The-Learning-Organization-and-Systems-Thinking-Applying-Theory-to-the-Current-Moment

В 1990 году вышла книга Питера Сенге «Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации» (Peter Senge «The Fifth Discipline: the Art and Practice of the Learning Organization»). Принципы, изложенные в ней, остаются актуальными на протяжении всех этих лет, в том числе и для современных IT-компаний.

Обучающаяся организация – это компания, в которой талант сотрудников становится самым важным фактором производительности и целью инвестиций. Сенге выделяет 4 основных дисциплины, по наличию которых можно отнести организацию к обучающейся: совершенствование личности (personal mastery), ментальные модели (mental models), групповое обучение (team learning) и общее виденье (shared vision). Пятая – системное мышление (system thinking) – объединяет все предыдущие в стройную систему, позволяющую компании обучаться, расти и процветать. Так что, в какой-то степени, системное мышление – это самая важная дисциплина, без которой остальная теория Сенге не работает на практике.

How-is-systems-thinking-different

Системное мышление – это немного иной способ поиска причин и анализа последствий того или иного события. В рамках этой доктрины все, что происходит, рассматривается не в качестве отдельных событий, а как составляющие одной большой системы, существующей по своим правилам. Чаще всего люди считают события независимыми во времени и пространстве, однако такой подход не позволяет добраться до реальной причины проблемы и вылечить болезнь раз и навсегда.

Так сложилось, что еще с тех самых времен, когда люди охотились на мамонтов, мозг делит все события на «хорошие» и «плохие». Это отлично работает, когда главная забота – это поймать кого-нибудь на ужин, оставшись при этом в живых. Но время идет, жизнь меняется и усложняется, а люди по старинке делят мир на черное и белое, пытаются найти виноватого, а не разобраться в проблеме. Например, если проект оказался убыточным, велик соблазн не разбираться в причинах, а просто обвинить в некомпетентности менеджера проекта. Или команду, или рынок, или бизнес-партнеров, или клиентов и т.д. Однако такой подход не только не помогает добраться до сути проблемы и избежать подобного в будущем, но и может сделать хуже – раз почувствовав себя «козлом отпущения» даже самый лучший и мотивированный сотрудник потеряет желание работать.

Systems-thinking-Itransition-style

Компаниям, которые хотят сохранить и преумножить успех в перспективе, нужно плавно переходить на новый тип «разбора полетов» – системное мышление. Например, мы в проблемных ситуациях руководствуемся простыми принципами:

Провалов не бывает

Бывает недостаток обратной связи. В бизнесе коммуникации – это основа всего. Простая возможность обсудить любые вопросы на всех уровнях (от директора до рядового сотрудника) помогает компании функционировать как единый организм, понимать причины успеха и неудач, а также учиться на том и другом.

Проблеме надо отлежаться

Неудачи неизбежно влияют на настроения в команде, уверенность сотрудников в себе, и это можно понять. Но не стоит каждую промашку подавать в негативном ключе. Вообще говоря, даже если что-то «плохое» случилось, возможно, это обернется чем-то «хорошим» в будущем. Но, кончено, этот эффект наступает не сразу. Поэтому сначала дайте проблеме отлежаться, а потом решайте, такая уж ли это беда.

Что-то случилось? Примите это

Вместо того, чтобы развешивать ярлыки «плохо» и «хорошо», иногда лучше просто принять сам факт произошедшего, все задокументировать и отложить в сторону. Через несколько месяцев, а может, и лет реальные причины этого события станут очевидны (чаще всего проблема в общей системе, а не в какой-то ее части). В любом случае, отрицательный результат – это тоже результат, так что принятие и использования всего опыта, как положительного, так и отрицательного, выводит управление компанией на совершенно новый уровень.

Последовательный отказ от старого непродуктивного типа мышления и переход на системный подход во всей организации – залог успеха в будущем. В то же время, игнорирование этих простых принципов может привести компанию к ситуации, когда каждый день – это только новые проблемы и беды, самые распространенные из которых мы обсудим в следующий раз.